Мы в соц.сетях:   topmenu soc vk topmenu soc ok topmenu soc fb topmenu soc insta
  • Главная
  • Советы
  • 9 принципов работы над развитием организационных навыков ребенка.
август
31
2017

9 принципов работы над развитием организационных навыков ребенка.

(из книги Доусон Пэг "Ваш ребенок может все")

1. Обучайте ребенка недостающим навыкам, а не ждите, что он

приобретет их неосознанно или путем наблюдения.

Некоторые дети имеют естественную склонность к эффективному

использованию организационных навыков, а другие не могут действовать самостоятельно. Та же ситуация возможна с другими навыками,например чтением. Мало кто из детей может научиться читать самостоятельно, большинству требуется длительное обучение. Часть детей приобретает этот навык не так быстро и просто, как хотелось бы, даже в классе. Сейчас многие дети вынуждены биться над задачами, которые требуют недоступного им уровня развития организационных навыков. В этом

сложном мире мы не можем полагаться на волю случая. Мы должны дать детям четкие инструкции: определить проблемное поведение и поведение, ведущее к достижению цели, а потом разработать и использовать на практике алгоритм обучения с постепенным ослаблением контроля.

 

2. Учитывайте уровень развития ребенка.

Мы не ждем, что пятилетний ребенок сможет спланировать свой деньи приготовить себе обед, десятилетний — сам собраться в летний лагерь,а четырнадцатилетний будет жить самостоятельно. И все же мы встречаем немало родителей с нереалистичными ожиданиями, не соответствующими уровню развития ребенка. Большинству детей в этом нужна помощь на протяжении всей младшей школы, если не дольше.

Стоит понять, чтó нормально для каждого возраста, и не ожидать

слишком многого от ребенка. Это первый шаг в работе с организационными навыками. Однако знание того, что типично для того или иного возраста, —еще не все. Если у ребенка есть задержки в развитии организационных навыков или они не соответствуют возрасту, вам нужно вмешаться

и действовать в соответствии с тем уровнем, на котором находится ребенок в данный момент. Вам нужно сопоставить задачу и реальный уровень развития ребенка, если он отличается от уровня сверстников или ваших ожиданий.

 

3. Двигайтесь от внешнего к внутреннему.

Тренировка организационных навыков начинается во внешней среде. Прежде чем учить ребенка не перебегать дорогу, вы, подойдя к перекрестку, стояли и держали его за руку, чтобы он сам не двинулся с места. Постепенно, благодаря тому что вы постоянно повторяли правило «Смотрим в обе стороны, и только

после этого переходим», ребенок понял инструкции, затем стал их выполнять под вашим присмотром и теперь уже в состоянии перейти дорогу самостоятельно . Сначала вы должны организовать и систематизировать окружение ребенка, чтобы компенсировать недостаток навыков. И только потом вы сможете перейти к стратегиям, которые требуют изменений от него самого. Вот несколько примеров:

— Напоминать ребенку о том, что нужно почистить зубы перед сном,

а не ждать, что он вспомнит об этом сам.

— Давать небольшие задания, а не ждать, что он сможет работать

долгое время и выполнить все сразу.

— Организовывать скромные празднования дня рождения,

чтобы избежать перевозбуждения (если у ребенка есть проблемы

с управлением эмоциями).

— Держать малыша или дошкольника за руку, идя по переполнен-

ной парковке.

 

4. Помните, что под внешним изменением подразумевается изме-

нение в окружении, задаче и способах взаимодействия с ребенком.

Обязательно проанализируйте все эти варианты, когда захотите

прибегнуть к внешним изменениям, чтобы сделать задачу выполнимой и поддержать ребенка в развитии организационных навыков. Можно внести небольшие корректировки в физическое или социальное окружение. Если у ребенка сложности с управлением эмоциями, можно найти ему друзей помладше, или разрешать ему играть только с одним ребенком в определенный

промежуток времени, или сделать так, чтобы рядом всегда находились няня или родители. Вы можете менять саму задачу так, чтобы достигался нужный результат, но путь к нему отличался от того, который ведет в тупик. Наконец, можно изменить способ взаимодействия с ребенком (и попросить учителя о том же). Возможно, вы уже пробовали нечто подобное, сравнивая организационные навыки ребенка и свои.

 

5. Используйте внутреннюю тягу ребенка к совершенствованию

и контролю, а не боритесь с ней.

Любой, у кого есть дети старше двух лет, знает, что с самого раннего возраста малыши делают все для того, чтобы контролировать свою

жизнь самостоятельно. Они совершенствуют свои умения и стараются получить желаемое сразу. За процессом совершенствования родители наблюдают с удовольствием: настойчивость, с которой карапуз учится стоять у опоры или подниматься по лестнице, всего через несколько лет

сменяется упорством в освоении двухколесного велосипеда, а еще через некоторое время — возможно, и автомобиля. При этом способы получения нужной вещи вызывают у родителей двойственную реакцию: желания ребенка нередко не совпадают с желаниями родителей.

Однако есть масса способов поддержать ребенка в его стремлениях,сохраняя при этом главенство:

— Создать «ритуалы» и организовать распорядок дня так, чтобы

ребенок знал, что и когда происходит, и принимал это как часть

повседневной жизни. Это особенно важно для ежедневных «ритуа-

лов», таких как прием пищи, отход ко сну, выполнение домашних

обязанностей и домашнего задания. Благодаря этому будет четко

очерчено, что находится исключительно в ведении родителей. Если

вы займете это «пространство» раньше, ребенок уже не будет пре-

тендовать на него и поэтому будет меньше сопротивляться вашим

планам.

— Предоставить ребенку выбор и тем самым некоторый контроль

над ситуацией. Ребенок сможет решить, что именно делать по

дому, когда или в каком порядке.

— Выполнять сложные задачи поэтапно, увеличивая сложность постепенно.

— Договариваться. Цель здесь — уйти от «автоматического отказа»

и организовать все таким образом, чтобы ребенок прежде сделал

то, что «должен», и только потом получил то, чего «хочет». Этот

переход «должен — хочу» известен также как «правило бабушки»:

бабушки часто заставляют детей что-то сделать и только потом

разрешают съесть одно пирожное.

 

6. Изменяйте задачи так, чтобы они соответствовали возможно-

стям ребенка.

Одни задачи требуют бóльших усилий, чем другие. Это справедливо

и для детей, и для взрослых. Вспомните о рабочей задаче, которую все время откладываете: только о ней вспомните — тут же находится миллион более насущных дел. Или о работе по дому, которую вы неделями просите сделать своего супруга. Дело ведь не в неспособности это сделать.На самом деле есть два вида сложных задач: те, которые вам не очень хорошо удаются, и те, что удаются хорошо, но не нравятся. Дети воспринимают сложности так же. В зависимости от задачи нужно применять разные стратегии.

С задачами, которые ребенку не очень хорошо удаются, нужно дей-

ствовать так: разбивать их на мелкие шаги и либо начинать с первого и идти вперед, либо с последнего и двигаться назад. В любом случае нельзя переходить к следующему шагу, пока не достигнуто совершенство на предыдущем. Рассмотрим умение заправлять кровать. Начинать с конца — значит сделать за ребенка все, кроме последнего шага (положить подушки после того, как кровать застелена покрывалом). Начать с начала — значит просто попросить ребенка поправить простыню. Вы хвалите ребенка за отличную работу и ограничиваетесь этим заданием до тех пор, пока выполнение первого или последнего шага не станет

для него естественным или таким простым, что он может выполнить

его с закрытыми глазами. Только тогда можно переходить к следующему шагу. Но чаще всего родителей больше беспокоит второй тип сложных задач. Они иногда даже обвиняют ребенка: «Ты просто решил, что тебе это не нравится». Мы считаем, если какая-то задача стала для вас камнем преткновения, вероятно, ребенок не просто решил, что она ему неприятна. Наш совет таков: если вы уже несколько раз не смогли добиться нужного результата, измените подход. Цель — научить ребенка трудиться, побеждая желание все бросить или заняться чем-то более интересным.

Для этого нужно сделать первый шаг достаточно простым для ребенка и по ощрять выполнение. Вы должны показать ребенку, что, приложив усилие , он будет вознагражден . Затем нужно постепенно увеличивать объем усилий. Можно либо усложнить требования, либо увеличить время,в течение которого ребенок должен работать, прежде чем получит награду.

Работая с родителями, чьи дети сопротивляются задачам, требую-

щим усилий, мы советуем применять шкалу, например от 1 до 10, чтобы оценить трудность задания. По этой шкале 10 — задача, которую ребенок может выполнить, но считает ее очень-очень сложной, а 1 — то, что практически не требует усилий. Ваша цель — организовать или изменить задачу таким образом, чтобы ее воспринимаемая сложность оценивалась в 3 балла.

Вот что говорит об этом Пэг: «Например, уборка кабинета для

меня похожа на восхождение на Мак-Кинли* (а я не альпинист). Мне кажется, это займет целую вечность. Поэтому полная уборка кабинета для меня — 10 по моей шкале. Могла бы я потратить одну минуту на уборку? Конечно, это был бы пустяк — поэтому ставлю 1. Что можно было бы оценить в 3 балла? Возможно, работу в течение 10–15 минут. Конечно, тогда уборка в целом займет больше времени, чем если бы я проделала всю работу за раз. Но в противном случае я вообще бы ее не начала!»

Вы можете помочь ребенку использовать такую шкалу, чтобы соста-

вить план выполнения необходимой работы. Допустим, вы поручили

своему тринадцатилетнему сыну косить траву все лето на даче. Предположим, вы уже не первую неделю требуете, чтобы он приступил к работе. В конце концов вы понимаете, что он избегает этой работы, потому что считает ее очень скучной (и поэтому требующей бóльших усилий).

Тогда стоит объяснить ему принцип 10-балльной шкалы, попросить

оценить задачу, а затем спросить, что можно сделать, чтобы оценка была 3, а не 10. Возможно, он ответит: «Дайте мне косилку-трактор с наворотами». Когда вы объясните ему, что это не вариант, спросите, сколько времени он может потратить на стрижку газона, чтобы оценить работу в 3 балла. Выясните, какая награда за работу поможет сделать ее менее не приятной.

Эту шкалу можно использовать и для домашних заданий. Напри-

мер, предложить дочери оценить их. Затем она может решить, в каком порядке будет работать, учитывая эти оценки. И вы можете поддерживать ее, разрешая делать перерывы в работе над самыми сложными задачами (или даже время от времени переключаться на более простые).

* Мак-Кинли — высшая точка Аляскинского хребта, высочайшая (6193 м) горная вершина Северной Америки.

 

7. Используйте стимулы для повышения эффективности обу чения.

Стимулы — это награды, простые и понятные. Это может быть по-

хвала или что-то более сложное, например система балльной оценки для заданий (набрав определенное количество баллов, ребенок получит награду). Для некоторых задач (и некоторых детей) успешное выполнение задачи — уже достаточный стимул. Большинство детей сами хотят научиться чему-то, например стоять у опоры, подниматься по ступенькам, кататься на велосипеде, водить машину. У многих задач, выполнения которых мы ждем от ребенка, нет «встроенных стимулов» (хотя тут многое зависит

и от ребенка). Например, некоторые дети обожают помогать с уборкой в доме или гараже. Наградой может быть возможность провести время с родителями, заняться «взрослыми делами» или, наконец, удовлетворение от результата (например, убранного дома или гаража). Для других детей эти же самые задачи настолько неприятны, что они стараются как можно дольше их избегать. Еще один пример — домашняя работа. Мало кто из детей спешит домой, чтобы взяться за домашнюю работу. Для некоторых оценка, которую они получат — или возможность избежать унижения из-за плохой оценки, — достаточный стимул для того, чтобы сделать все быстро и хорошо. Но для многих детей, с которыми мы работаем, наград и наказаний недостаточно для того, чтобы они приступали к работе без сопротивления. Если это ваш случай, стоит подумать

о дополнительных стимулах, с помощью которых вы могли бы убедить ребенка делать домашнюю работу, не вступая с ним в бой.

Благодаря стимулам постепенно развиваются нужные навыки, и выполнение задач становится приятнее. Награды побуждают к активным действиям. Они дают возможность думать о том, что нас мотивирует работать над сложными задачами, и помогают справляться с негативными мыслями и чувствами по поводу работы. Наконец, стимулирование с помощью получения награды после выполнения задания учит ребенка откладывать удовольствие — а это уже ценный навык.

 

8. Обеспечьте поддержку, при которой ребенок сможет добиться

успеха самостоятельно.

Кажется, все просто и очевидно. Однако на практике реализа-

ция этого принципа может оказаться довольно сложной. Этот прин-

цип включает два равнозначных компонента: необходимая поддержка и возможность для ребенка добиться успеха самостоятельно. Родители и другие взрослые, работающие с детьми, совершают два вида ошибок. Они дают ребенку либо чрезмерную поддержку (он добивается успеха, но не способен выполнить задачу самостоятельно), либо недостаточную (ребенок не справляется с задачей и не учится действовать независимо).

Вот простой пример. Когда дети учатся самостоятельно открывать

дверь, мы не делаем это за них, но всегда рядом, чтобы помочь, если ребенку это не удастся. Возможно, ребенок кладет руку на дверную ручку, но не знает, как ее повернуть. Вы аккуратно кладете свою руку поверх его и поворачиваете ручку, пока дверь не откроется. В следующий раз, увидев закрытую дверь, ребенок, возможно, начнет поворачивать ручку сам, но не сможет провернуть ее достаточно для того, чтобы дверь открылась.

Вы снова поможете ему, но только после того, как он попытается повернуть ручку и у него не получится. После нескольких повторов ребенок наконец сможет открыть дверь сам. Однако если бы вы продолжали это делать вместо него, он бы никогда не научился. Если бы вы стояли и смотрели, как ребенок огорчается из-за безуспешных попыток открыть дверь, он бы не узнал, как это нужно делать. Разве что решил бы: не стоит и пытаться.

Тот же принцип работает со всем, чему вы хотите научить ребенка.

Определите, что он может сделать сам, и только после этого вмешивайтесь — не нужно выполнять все за него, просто дайте ему достаточную поддержку (физическую или вербальную, в зависимости от ситуации), чтобы он справился с препятствием и продолжил путь к успеху. Это может потребовать от вас некоторой практики и хорошей наблюдательности, но вы обязательно научитесь.

 

9. Продолжайте поддерживать и направлять ребенка до тех

пор, пока он не овладеет навыком в совершенстве или не достигнет

успеха. Мы знаем родителей, которые умеют разбивать задачи на этапы,обучать навыкам и мотивировать к успеху, но все равно не могут привить детям желаемые навыки. Чаще всего дело в невнимании к этому и/или следующему принципу. Такие родители организуют процесс, видят, что все работает, и самоустраняются, ожидая, что ребенок справится самостоятельно . Еще один распространенный пример — система, которую родители разрабатывают для того, чтобы научить ребенка организованности. Например, они могут объяснить ему, как убраться на столе,

или покупают ему тетради для домашних заданий и даже помогают решить, как они будут использоваться. Но они больше ничего не делают —просто ждут, что ребенок сразу сможет самостоятельно придерживаться этой схемы.

Друзья говорили нам, что в планировании по системе Франклина*

считается, что для приобретения новой привычки нужно три недели.

Мы не уверены, что есть исследования на эту тему и вообще данное

утверждение истинно для взрослых. Но что касается детей — особенно со слабо развитыми организационными навыками, — это явно слишком оптимистичная цифра. Во всяком случае, если подразумевается, что навык будет усвоен до автоматизма. Мы регулярно советуем родителям следить за самыми маленькими подвижками в нужную сторону. Чем точнее вы определили проблему в самом начале, тем выше вероятность, что вы сможете заметить прогресс. Прежде чем применять одну из стратегий, описанных в этой книге, или собственную, потратьте несколько минут на то, чтобы точно описать существующую проблему: как она выглядит или звучит (если это истерики) прямо сейчас.