Мы в соц.сетях:   topmenu soc vk topmenu soc ok topmenu soc fb topmenu soc insta
август
26
2017

РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ, А ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО ИМЕННО СЛУЧИЛОСЬ?

Многим родителям знакома подобная ситуация. Такое периодически случается, даже когда находишься с ребенком в одной комнате. Занимаешься своими делами и тут детский крик, плач. Что случилось, что делать?

ПРИЧИНА: Дети часто попадают в дурацкие ситуации, когда они ударяются, шлепаются, ломается что-то ценное для них и т.д. Для нас это выглядит пустяшно, но для маленького человека все очень серьезно. Поэтому, естественно ребенок начинает плакать, от боли, обиды, досады, что так произошло.

 

НАШИ НЕВЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: мы сразу начинаем рассказывать ребенку, что и почему произошло и как нужно было. Конечно от этого ребенок плачет еще сильнее и долго не может успокоиться.

Потому что, когда неприятность только произошла и у малыша совершенно естественно возникли сильные чувства, его потребность – это утешение и чтобы ему помогли восстановить душевное равновесие, помогли решить возникшую проблему. И лишь потом ребенок будет готов по-настоящему, а не формально посмотреть на ситуацию с точки зрения своего вклада в то, почему произошла эта неприятность и сделать вывод на будущее. Также не стоит ругать малыша, даже если он сам и виноват в случившемся. Потому что это только подольет масла в огонь. Кроме того, ушиб или поломка уже являются «наказанием», а родительское порицание – это будет уже двойное наказание, что не справедливо.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Пример конкретной ситуации:

1) Малыш соорудил интересный домик, мама на кухне. Ребенок в мыслях: вот какой у меня красивый дом получился! Покажу его маме!

2) Вдруг мама слышит плач из комнаты.

3) Пока мама подбегает к ребенку, она уже смотрит на ситуацию и строит догадки по поводу произошедшего, оценивает масштаб бедствия. Мама также оценивает, насколько пострадал ее ребенок. Она видит, что медицинская помощь не нужна, травмы нет. Когда мама спрашивает «что случилось» – это скорее спонтанная фраза, не подразумевающая, что прям сейчас мама будет это выяснять.

4) Подбегая, мама увидела, что ребенок не травмирован, что, по всей видимости, он сильно ушибся и очень расстроился из-за разрушившегося домика. Мама знает, что, когда ребенок испытывает сильное чувство, ему больно и он расстроен, в это время не имеет смысла разговаривать содержательно. Сначала нужно помочь малышу успокоиться. Поэтому она его обнимает и утешает.

5) Мама проговаривает, чтобы проверить свое предположение о том, что случилось и что испытывает ребенок:

- Бедный мой, ты упал и больно ударился? Расстроился, что домик сломался?

Мама угадала, ребенок чувствует себя понятым и увиденным и это помогает ему быстрее успокоиться. Так же мама предлагает конструктивный выход – вместе починить домик. Вместе, потому что малыш и так сильно расстроен из-за поломки и ему будет легче, если мама разделит с ним неприятные переживания в связи с разрушением и тяготы ремонта. Если бы мама оставила ребенка наедине с полуразрушенной поделкой, скорее всего, он не восстановил бы ее, может быть до разрушил и на душе осталась бы досада, обида, злость. Ситуация хорошо бы не завершилась и ребенок приобрел бы опыт брошенности в проблеме.

6) Ребенку важно получить искренний и не формальный отклик мамы на свою постройку. Мама избегает оценочных суждений: хорошо, отлично, молодец и т.д. Она говорит о своем, субъективном, что ей нравится и объясняет, чем конкретно ей нравится домик. Мама также говорит своему ребенку, каким человеком она его видит (тем, кто подумал и позаботился о многом). Конкретика делает отклик более персональным, а адекватный рассказ ребенку о нем самом помогает ему шаг за шагом формировать реалистичную и позитивную картину себя. Мамино предложение съесть по яблоку является символической точкой, завершением ситуации с домиком.

7) Когда ситуация завершена и душевное равновесие восстановлено, самое время разобраться в причинах произошедшего. Мама не называет эту причину, не спускает ее как бы «сверху», а своими вопросами помогает ребенку самому установить причинно-следственную связь и найти решение на будущее. Таким образом, мама учит малыша рефлексии. Кроме того, мама показывает ребенку, что пострадать могли и другие члены семьи и что уборкой ребенок бы заботился не только о себе, но и о других.